Установка
"УГБ" и "ГБ-8" выпускалась с начала 1941 года на Воронежском радиозаводе
и на Коломенском граммофонном заводе соответственно. В 1931 году инженер
Б.П. Скворцов создал новый по тому времени звукозаписывающий аппарат "Говорящая
бумага". Звук с микрофона после усиления подавался на электромагнит, колебавший
перо с чёрными чернилами, под которым протягивалась бумажная лента. После
этого ленту пропускали через фотоэлемент направляя на бумагу свет от мощной
лампы. Записанные колебания вызывали изменения напряжения на выходе фотоэлемента,
усиливались и подавались на громкоговоритель, который воспроизводил записанное.
Фонограммы было легко копировать полиграфическим способом в любой типографии
и без малейшей потери качества их звучания. Первые опытные аппараты установки
"УГБ" были выпущены ещё в 1941 году, однако серия в 500 установок была
выпущена лишь в конце 1944 года. Установка "УГБ" представляла собой комбинацию
радиоприёмника "6Н-1" с мощным двухтактным оконечным каскадом усилителя
низкой частоты и выносным громкоговорителем и самой установки "ГБ". Приставка
"ГБ-8" была выпущена до июля 1941 года Коломенским граммофонным заводом
в количестве около 500 экземпляров. Её можно было использовать с любым
радиоприёмником. На этом выпуск "ГБ-8" в Коломне завершился, а в Воронеже
повторюсь был выпуск ещё в конце 1944 года. С 1945 года заводы установки
уже не выпускали, так как во всём мире развитие получила магнитная запись.
Идти против было бессмысленно, хотя идеологически аппарат "Говорящая бумага"
обладал преимуществом, в отличие от магнитофонов, его владельцу приходилось
бы слушать то что продавали в магазинах, бытовая версия аппарата "Говорящая
бумага" работала только на воспроизведение, а так как технология аппарата
была отечественной, можно было бы не бояться проникновения западной идеологии,
с привезенными из-за границы записями. Сейчас сохранившиеся аппараты "Говорящая
бумага" и записи к ним можно увидеть в нескольких музеях, например в ПМ
гор. Москвы.
Инструкция по эксплуатации приставки
"ГБ-8". Автор фотографий: Виктор Антонович Белоус, Санкт-Петербург.
-----